Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в интервью «Русской службе новостей» призвала к диалогу с дальнобойщиками, которые устраивают протестные акции из-за введения платы за проезд по федеральным трассам.

«Что касается дальнобойщиков, то у всех такое представление, что это какие-то крупные фирмы очень богатые. А там человек, который купил фуру, он частный предприниматель, и для него это чувствительно [плата за проезд по федеральной трассе — прим. РСН]. Дальнобойщики — это же не экстремисты какие-нибудь, это трудяги, работяги, у них тяжелейший труд. Если их кто-то подогревает и на этом хочет свою карту разыграть, то надо мух от котлет отделить. А реальных представителей этого бизнеса приглашать, разговаривать и находить решения. Но только без ультиматумов, без категоричных заявлений», — сказала Матвиенко.

Она назвала решение о введении крупных штрафов за неоплату проезда большегрузов по федеральным трассам ошибкой властей. «Это наша ошибка, ошибка законодателей, ошибка правительства. Недосмотрели мы, недоглядели, неправильно мы сделали. Мы это признаём и быстро исправляем», — подчеркнула спикер Совфеда.

Матвиенко сказала, что уже завтра, 9 декабря, сенаторы рассмотрят законопроект, который в сотни раз снизит эти штрафы.

По её мнению, решения, влияющие на большое количество людей, надо принимать более взвешенно, просчитывая последствия. «Может быть, надо было по-другому как-то, заложить небольшой акциз в цену на топливо, может, ещё на какие-то вещи. Надо продумывать, может быть, более тонко, не так топорно, как мы это делаем», — добавила Матвиенко.

В то же время спикер Совета федерации подчеркнула, что «если всех от всего освободить, то мы до конца добьём наши дороги, и тогда вторую нашу российскую проблему никогда не решим». «Безусловно, они [дальнобойщики — прим. РСН] наносят определённый ущерб дорогам, а источники на ремонт дорог надо собирать», — продолжила Матвиенко.

15 ноября 2015 года в России заработала система взимания платы с грузовиков разрешённой максимальной массой более 12 тонн в счёт причиняемого ими вреда федеральным дорогам. Система получила название «Платон». Водители большегрузов отдают 1,53 рубля за километр пути. С 1 марта 2016 года и до конца 2018 года тариф повысят до 3,06 рубля за километр. Штрафы за неоплаченный проезд составляют 450 тысяч рублей за первое нарушение и 1 млн рублей — за повторное (для юридических лиц).

4 декабря Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон, предполагающий снижение штрафов почти в 100 раз. В соответствии с поправками, штрафы за неоплату проезда большегрузов по федеральным трассам снизят до 5 тысяч рублей за первое нарушение и до 10 тысяч — за повторное. Документ должен одобрить Совет Федерации.